По мере того, как безумная гонка с искусственным интеллектом накаляется, гиганты Силиконовой долины готовы вцепиться друг другу в глотки.ля. Хотя Google много лет занимается исследованиями в области искусственного интеллекта, после «сделки» с OpenAI (ChatGPT) рынки видят преимущество на стороне Microsoft. Провал чат-бота Google Bard только подкрепил эту теорию. Согласно одной из теорий, браузер Bing, в который Microsoft внедрит решения ИИ, отнимет у Google значительную долю рынка. Конечно, такой сценарий кажется вероятным. Сегодня на рынках появилась информация о том, что Google был заменен корейской компанией Samsung Bing в качестве поисковой системы по умолчанию. Это означало бы расторжение почти 12-летнего контракта.
- Если что-то не может длиться вечно, оно рано или поздно закончится. Нет деревьев, которые растут до неба. Исторические примеры показывают, что поддерживать такую огромную и длительную гегемонию в секторе, которую Google имеет почти десятилетие, крайне сложно.
- Когда ваша доля рынка превышает 80%, кажется, что она может упасть только перед лицом исследований в области развития и конкуренции. Велика вероятность, что конкуренты, терпеливо работающие над продуктами, заберут у Google 2%, 5% или даже 15% акций. Истинный? Не совсем, но мы объясним это ниже
Источник: Блумберг.
Неудача Барда на конференции в Париже привела к крупнейшей продаже акций Alphabet с 2008 года. Почти 100 миллиардов долларов были стерты 8 февраля из-за того, что ИИ предоставил зрителям неверную информацию. Хотя с тех пор акции Alphabet значительно выросли, старые проблемы Google никуда не делись. Они возвращаются снова.
Накопление проблем?
На выходных The New York Times опубликовала отчет, в котором освещаются предстоящие проблемы для Google. Годовой бюджет браузера составляет примерно 162 миллиарда долларов. Таким образом, более половины прибыли Alphabet (материнской компании Google) приходится на рекламу. Этот бизнес очень цикличен и зависит от экономической ситуации.
соотв. По данным на 2022 год, Google отвечал за более 90% органического трафика в мировых браузерах. Первая проблема Google — вышеупомянутый Bing. Меньший игрок сегодня в ударе. По оценкам аналитиков, Google ежегодно зарабатывал около 3 миллиардов долларов благодаря соглашению с Samsung — одним из крупнейших ритейлеров электроники в мире.
Еще один контракт на $20 млрд связан с аналогичным контрактом с Apple (AAPL.O) — на данный момент этому контракту ничего не угрожает. Что касается контракта Google с Samsung, мы почти уверены, что он истечет. Скорее всего, его не обновят. Главы Alphabet (Google) и Samsung пока никак не прокомментировали рыночные разоблачения. Все это только подпитывает опасения Уолл-стрит за будущее Google. Это оправдано?
Медленный гигант
Некоторые аналитики видят в Google гиганта, который рушится под собственной тяжестью. На проблему монополизации отрасли указывал, в частности, Аналитики Atlantic Equities. Рынок еще не знает, сколько будет стоить Google наладить равную борьбу с Bing. Отчет NYT указывает на нечто большее. соотв. Google будет буквально мчаться, чтобы разработать совершенно новую поисковую систему на базе искусственного интеллекта. Этот предложит персонализированный опыт. Кажется странным? Не обязательно.
Многие широко используемые бренды отстали и так и не догнали своих конкурентов, потому что вовремя не начали тратить целое состояние на исследования и разработки. Примером из последних лет может быть Nokia, хотя в ее случае сыграли роль и другие факторы. Удар от Samsung, лидера сервисов Android Premium, может быть болезненным. И если это точно подтвердится, то это будет положительный факт — для Microsoft. В 2022 году на рекламу приходилось почти 80% доходов Google и более 72% доходов от рекламы. Именно поисковая реклама идет сразу после Google Play, это самый высокомаржинальный сегмент Google, с маржой более 50%. соотв. По данным Trefis, на рекламу приходится до 70% текущей оценки Google. Поэтому не будем удивляться тому, что соглашение Samsung с Microsoft может повлиять на настроение. Тогда возникает вопрос — кто и когда будет следующим?
Из большого облака, маленький дождь
Недавно обновленные данные за январь 2023 года не показывают значительного снижения в Google. При этом браузеру не удалось занять более 90% доли рынка, достигнутой в 2018 году. Но такие же слабые и лучшие периоды позади Bing! Его доля выглядит ничтожной по сравнению с Google. Однако данные показывают, что с 2020 года он зафиксировал почти 35-процентный рост по сравнению с 3-процентным снижением для Google. Впрочем, о какой-либо детронии говорить пока рано. Не будем также забывать, что у Google огромный опыт и бюджет на исследования и разработки.
Компания не имеет значительной задолженности и генерирует положительный денежный поток. Подавляющее большинство предприятий, компаний и сотрудников используют Google, что может затруднить прорыв Bing с предложением для бизнес-клиента. Чем больше усилий потребуется миллионам компаний, чтобы внести это изменение, тем меньше вероятность того, что оно произойдет. Похоже, что сетевой эффект может хотя бы частично смягчить падение доли рынка. Продукт Bing действительно должен иметь значительное технологическое преимущество, чтобы вызвать массовую миграцию с Google.